Пятница, 03/05/2024, 16:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Баргузинское РУО

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Мастер -класс "Решение комбинированных задач по химии"

Мастер-класс по решению задач из ГИА (С3) и ЕГЭ (С2).


Для выполнения заданий данного типа необходимо проводить серию практических работ по изучению физических и химических свойств веществ. Составить справочник-таблицу отличительных свойств веществ.

Комбинированные задачи с использованием знаний физических и химических свойств веществ.

Задача 1.

На занятиях химического кружка учащиеся исследовали простое вещество красного цвета, нерастворимое в воде.

При поджигании этого вещества в колбе с кислородом оно сгорало с образованием продукта реакции белого цвета. Когда в колбу с этим продуктом прилили воды, получился раствор, в котором окраска лакмуса становилась красной. При добавлении избытка раствора гидроксида калия окраска лакмуса изменилась с красной на синюю.

Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.

Задача 2.

На занятиях химического кружка учащиеся исследовали простое вещество желтого цвета, нерастворимое в воде.

При сжигании этого вещества в кислороде образовался газ с резким запахом. Когда газ растворяли в воде, получался раствор, в котором окраска лакмуса становилась красной. Если же в колбу с газом наливали раствор гидроксида натрия, то запах газа быстро исчезал.

Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.

Задача 3.

На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество синего цвета, которое легко растворялось в воде с образованием голубого раствора.

При добавлении к этому раствору раствора хлорида бария образовался осадок белого цвета, не растворимый в кислотах. Если же к голубому раствору приливали раствор гидроксида натрия, то выпадал синий осадок. Этот осадок легко растворялся в соляной кислоте.

Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.

Задача 4.

На занятиях химического кружка школьники под руководством учителя исследовали металл, который хранился в лаборатории под слоем керосина.

Небольшой кусочек этого металла опустили в стакан с водой. При этом прошла энергичная реакция с выделением газа, и металл полностью растворился. Получился раствор, в котором окраска фенолфталеина стала малиновой. К одной порции этого раствора добавили немного раствора сульфата меди - выпал осадок синего цвета. К другой порции добавили соляной кислоты до исчезновения окраски фенолфталеина и затем раствор выпарили. Полученные белые кристаллы по составу и свойствам ничем не отличались от обычной поваренной соли.

Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.

Задача 5.

Юный химик решил исследовать природный минерал, найденный им в ходе экскурсии.

Этот минерал не растворялся в воде, но легко растворялся в разбавленной соляной кислоте с выделением бесцветного газа, не имеющего запаха. Когда к полученному при этом раствору добавили избыток карбоната натрия - выпал белый осадок. Белый осадок выпадал и при пропускании выделившегося газа в известковую воду. Как оказалось, состав этих двух осадков был одинаков, и почти не отличался от состава минерала.

Определите вещество, входившее в состав минерала, и запишите название этого вещества. Составьте 3 уравнения реакций, которые были проведены юным химиком в процессе его распознавания.

Сложнее

1.      Химик исследовал в лаборатории белое кристаллическое вещество А, хорошо растворимое в воде. При нагревании вещество А разлагается с выделением кислорода, бурого газа и простого вещества В серебристо – серого цвета, которое не взаимодействует с кислотами с выделением водорода, но вступает в реакцию с концентрированной азотной кислотой. При добавлении в раствор, содержащий вещество  А,  соляной кислоты, выпадает белый творожистый осадок.  Что это за вещества? Запишите уравнения перечисленных реакций.

2.      Белое кристаллическое вещество А используют не только в химической лаборатории, но и в быту. Оно частично растворяется в воде, образуя мылкий на ощупь раствор.  При внесении кристалликов вещества в пламя газовой горелки, пламя окрашивается в желтый цвет. При прокаливании вещества А  выделяется газ В, который образует осадок при пропускании его через раствор известковой воды. Назовите вещества А и В и запишите уравнения упомянутых реакций.

3.      Вещество А при хранении в темноте не имеет запаха, однако, если его хранить на свету, обладает слабым запахом. При освещении из него образуется два простых вещества – твердое В и желто-зеленый газ С.  Вещество В растворяется в концентрированной азотной кислоте, с образованием соли С, раствор которой при взаимодействии с раствором соляной кислоты или ее солей, образует осадок вещества А. Назовите вещества и напишите уравнения указанных реакций.

4.      Простое газообразное вещество А при растворении в воде образует две кислоты В и С. Кислоту В можно получить и в результате растворения в воде газа – продукта взаимодействия  вещества А с водородом. При взаимодействии кислоты В с раствором нитрата серебра выпадает белый творожистый осадок. Назовите вещества и напишите уравнения указанных реакций.

5.      Вещество А – порошок черного цвета. При взаимодействии А с кислотой В образовался синий раствор С. Если к раствору С добавить раствор гидроксида калия, выпадает синий осадок, а  с   раствором  хлорида бария – белый осадок. Что это за вещества А, В и С? Запишите уравнения реакций, описанных в задаче.

6.      Химическое вещество А – неметалл, широко распространенный в природе. Значительные залежи его в самородном состоянии встречаются в Европе, в Америке, а также в Японии. Встречается в виде аллотропных модификаций. В природе образует соединения с металлами, которые широко используют в металлургии. При сжигании вещества А образуется газ В с довольно резким запахом, который при растворении в воде образует кислоту. При сплавлении вещества А с железом образуется вещество С, которое растворяется в серной кислоте с выделением газа Д с характерным запахом тухлых яиц. Назовите вещества и напишите уравнения указанных реакций.

7.      Два юных химика исследовали белое кристаллическое вещество А, хорошо растворимое в воде.   Один из них получил осадок черного цвета при взаимодействии растворов вещества А и медного купороса. Другому удалось выделить газ Б, с характерным запахом тухлых яиц,  при взаимодействии вещества А с соляной кислотой. При внесении кристалликов вещества в пламя  газовой горелки, пламя окрасилось в характерный фиолетовый цвет. Установите формулу вещества и приведите уравнения проделанных  реакций.

8.      При пропускании газа А через склянку с водой был получен раствор, который окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет. После нейтрализации раствора соляной кислотой, из него выпарили белое кристаллическое вещество, которое затем нагрели с гидроксидом кальция и вновь получили вещество А. При нагревании вещества А с порошком черного цвета В получили газ С, который в промышленности используют для получения вещества А,  твердое вещество оранжево- красного цвета Д и воду. Определите неизвестные вещества и напишите уравнения реакций.

9.      При взаимодействии  простого вещества А с кислородом было получено вещество В, которое вступило во взаимодействие с серебристо -  белым  веществом С, в результате чего вновь выделилось вещество А и образовался раствор Д, окрашивающий фенолфталеин в малиновый цвет. При внесении капли раствора в пламя газовой горелки было получено характерное малиновое окрашивание. При взаимодействии вещества В и сернистого газа  получили раствор Е, изменяющий окраску лакмуса в красный цвет, а при  смешении  растворов  Д и Е  одним из продуктов реакции является вещество В. Назовите вещества и напишите уравнения указанных реакций.

10.  Бесцветный газ А, имеющий резкий запах, горит  в кислороде с образованием распространенного в природе газа В, но в зависимости от условий может дать газ С – несолеобразующий оксид. При взаимодействии газа А с хлороводородом получается белое кристаллическое вещество Д, хорошо растворимое в воде. А при нагревании вещества Д с твердым гидроксидом калия вновь выделяется газ А. Назовите вещества и напишите уравнения указанных реакций.

11.  В лаборатории при взаимодействии простого  вещества А красного цвета и газа В было получено белое кристаллическое вещество С, хорошо растворимое в воде. При взаимодействии раствора вещества С с раствором нитрата серебра выпал желтый осадок. При взаимодействии вещества А с раствором  азотной кислоты также получается раствор  вещества С и выделяется газ NO. Определите неизвестные вещества и напишите уравнения реакций.

12.  При термическом разложении бесцветного кристаллического вещества А при температуре 250 градусов  получены только газообразные продукты  В, С  и Д. При пропускании газа С через раствор гидроксида кальция был получен белый осадок, который растворяется, если С – в избытке. При этом в растворе образуются те же анионы, что в веществе А. Вещество В  - газ с резким неприятным запахом при комнатной температуре легко взаимодействует с веществом Д, образуя соединение имеющее щелочную реакцию. Установите формулы веществ и приведите уравнения проделанных  реакций.

13.  При нагревании черного порошка А в токе простого вещества В образуется вещество С красного цвета. При растворении вещества С в концентрированной азотной кислоте образуется раствор Д  зеленого цвета, выделяется бурый газ и вода. При взаимодействии раствора Д  с гидроксидом калия выпадает голубой  осадок, который при пропускании аммиака растворяется и  получается насыщенный синий раствор.  Определите  вещества  и напишите уравнения соответствующих реакций.

14.  Сплавили два белых кристаллических вещества А и В. При этом выделился газ С с резким запахом, капли воды и вещество Д, хорошо растворимое в воде. Известно, что вещества В и Д содержат одинаковые катионы. Раствор вещества Д вступил во взаимодействие с раствором хлорида бария, при этом образовался характерный белый осадок F, а в растворе осталось вещество Е, которое окрасило пламя газовой горелки в желытй цвет. Определите названные вещества и составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Методические материалы | Добавил: Elena (02/11/2012) | Автор: Мастер-класс ВарнавскойМ.В.
Просмотров: 7518 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Алия  
0
На основании проведенных практических работ можно составить таблицу-определитель

1 Алия  
0
В условиях подготовки к ЕГЭ по химии такие занятия просто необходимы для успешной подготовки и сдачи экзамена.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Год учителя 2010 [13]
Методические материалы [3]
Мероприятия [6]
План работы [3]
МСОКО [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Copyright MyCorp © 2024