Пятница, 03/05/2024, 18:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Баргузинское РУО

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Внедрение ФГТ в образовательный процесс ДОУ

Доклад методиста РИМЦ РУО Молчановой О.А. на  тему: «Внедрение ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

(из материалов межрайонных педагогических чтений работников дошкольных учреждений)

 


 

    Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009г. Приказом МО и Н РФ  от  №655 были  утверждены ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п.6.2. ст.9). эта норма введена в Закон РФ  в 2007 году  в связи с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего  успешного развития и обучения каждого  человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.

    Необходимо отметить  и то, что ФГТ являются одним из  основополагающих документов нормативно – правовой базы системы дошкольного образования, обязательным  для исполнения во всех видах и типах  дошкольных образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

     Впервые в истории  российского образования разработан документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

     Почему появился документ? Какое содержание должно быть заложено  в общеобразовательные  программы дошкольного образования? Какие изменения произошли в системе дошкольного образовании  за 3 года после внедрения ФГТ? Все эти вопросы вызывают интерес и тревогу у педагогов и родителей наших воспитанников.

  Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного  возраста такова, что достижения детей дошкольного  возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а  совокупностью личностных качеств, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный,  активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и другие, которые обеспечивают готовность ребенка к школе.

    Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не  три, как в стандарте начального общего образования.  Это требования к структуре общеобразовательной  программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.  В чем же основные проблемы внедрения ООП?

-Образовательная программа ДОУ: проблемы

   Дифференциация и интеграция задач и содержания разных видов деятельности детей как организованной взрослым или партнерской, самостоятельной деятельности в рамках описания модели образовательного процесса оказывается затруднена. Все это определяет специфику проблем при разработке образовательной программы детского сада. Самая большая проблема заключается в том, что методика диагностики и диагностических заданий, которые могли быть использованы для мониторинга результатов реализации образовательной программы, не описана. Более того, полученные результаты недостаточно соотносятся с поставленными ранее целями и задачами, сформулированы в других категориях. Это свидетельствует о нарушении технологии управления образовательным процессом по результатам. В частности, элементарное соотнесение задач и результатов, обозначенных в федеральных требованиях, показывает, что отсутствуют формулировки результатов и критериев их оценки для следующих образовательных областей:

 - «Здоровье» (в рамках такого направления реализации программы, как «Физическое развитие» и интеграции его в «Познавательно-речевое развитие»);

 - «Безопасность» (в рамках интеграции этого направления в «Физическое развитие» и «Познавательно-речевое развитие»);

 - «Познание» (в рамках его интеграции в «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»);

 - «Художественное творчество» (в рамках его интеграции в «Социально-личностное развитие» и «Познавательно-речевое развитие»);

 - «Труд» (в рамках интеграции его в «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»).

   Таких образовательных областей – одна треть. Что же касается остальных направлений развития и образовательных областей, относительно которых такие формулировки есть, то часто наблюдается прямое расхождение между постановкой задачи и описанием результата ее достижения. Как тут не вспомнить философскую притчу? Одному философу сказали: «Плохо, когда не сбывается то, что хочешь». Он ответил: «Куда хуже, когда сбывается то, что не хочешь». В нашем случае речь идет о получении тех результатов, которые не запланированы, и о том, что образовательная услуга, на которую детским садом получен государственный или общественный заказ, с формальной точки зрения не реализована. Факт ее реализации не доказывается результатами образовательной деятельности детского сада.

   -В чем смысл образовательной программы ДОУ? 

    На этой стадии рассуждений становится понятен сам смысл разработки образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Он иной, чем разработка общеобразовательной программы, программы воспитания и обучения детей в детском саду. Последние направлены на определение направлений и содержания образовательной деятельности и развивающего взаимодействия с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений, реализуются педагогами детского сада, разрабатываются авторскими коллективами. Первые ориентированы на регламентацию условий и форм данной образовательной деятельности, на создание общих моделей образовательного процесса, реализующих обозначенное в первых программах содержание, с учетом особенностей конкретного дошкольного образовательного учреждения. Эти программы разрабатываются старшим воспитателем и заведующей детским садом, обсуждаются и принимаются решением педагогического совета ДОУ, рецензируются и согласовываются с органами управления образованием. Написать такую программу – огромный труд. 

- Образовательная программа ДОУ: новое и старое?

     По результатам сравнения с прежней структурой можно сделать вывод о том, что обязательная часть программы «перекрывает» второй, третий и четвертый разделы прежней образовательной программы детского сада. В первый и пятый есть возможность внести изменения, связанные с формированием «части программы, формируемой участниками образовательного процесса». Это 40 %. Однако, в федеральных требованиях, утвержденных приказом № 655, этот объем снижен еще больше: до 20 % общего объема программы. И хотя этот приказ утвержден министром образования и науки РФ, он предполагает нарушение права педагогического коллектива детского сада на разработку авторских, модификацию и адаптацию существующих программ, в том числе примерной общеобразовательной программы. Это право утверждено в Законе РФ «Об образовании», по отношению к которому приказ министра – подзаконный акт, нарушающий принцип иерархии нормативно-правовых актов. С другой стороны, нельзя вменить педагогическим коллективам в обязанность разработку таких программ: это другая категория правоотношений. Право не может быть обязательным к исполнению – коллектив детского сада может им не воспользоваться.

     При этом не следует сужать свои возможности и думать, что так обозначено в федеральных требованиях. Там сказано: «Объем обязательной части программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса, – не более 20 % общего объема программы» (п. 2.9.). Это означает, что 80% времени, отводимого на осуществление разных форм образовательной деятельности, должно быть связано с реализацией содержания образовательных областей и решением связанных с ними задач, в том числе интеграции. 20 % времени – на реализацию форм и содержания, которые выбирает педагогический коллектив самостоятельно. И хотя удельный вес данного времени ниже, чем аналогичное время, выделенное для педагогических коллективов школ и вузов, но его достаточно, чтобы восполнить проблемы, которые появились в ходе проектирования и планирования образовательного процесса в соответствии с федеральными требованиями.  

-Образовательная программа ДОУ: самостоятельное решение.

    Если считать, что детский сад, реализующий образовательную программу, осуществляет обязательную часть в  группе с  10 ч пребыванием   – это  8 часов инвариантная часть,  2 часа отводится на вариативную часть.

         Первое следствие из этих рассуждений: никто не запрещает относить занятия как организованную форму образовательной деятельности с детьми к «части, формируемой участниками образовательного процесса». При этом обозначение такой формы будет зависеть от компетенции самих участников образовательного процесса: как игр-занятий, игровых сеансов или еще как-нибудь.

    Второе следствие – содержание этой части можно наполнить теми разделами образовательной деятельности, которые детский сад прежде реализовывал на достаточно высоком и качественном уровне, но которые сейчас оказались за бортом образовательного процесса, потому что не были упомянуты при описании тех или иных областей в федеральных государственных требованиях или оказались свернутыми в описании.

   Это касается, например, экологического воспитания и образования детей, которое оказалось в образовательной области «Безопасность» (связано с изучением опасных явлений природы в рамках направления «Социально-личностное развитие») и частично – в образовательной области «Познание» (связано с формированием целостной картины мира в рамках направления «Познавательно-речевое развитие»).

   Педагогический коллектив детского сада может решить эти проблемы самостоятельно, если в описание образовательных областей включит наряду с обязательной частью вариативную, ссылаясь на те программы и технологии, которыми он пользуется. На такой стадии разработки образовательной программы детского сада наконец будет сформирован истинный смысл использования термина «интеграция» – он происходит от лат. слова integratio– «восстановление, восполнение», и это вселяет надежду. Надежду на то, что мы можем все изменить к лучшему, воспользоваться опытом анализа и преодоления проблем, а не «застывать», в оцепенении ужаса  перед изменениями, которые приносит нам жизнь.

Категория: Методические материалы | Добавил: Elena (17/04/2013) | Автор: МолчановаО.А.
Просмотров: 2720 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Год учителя 2010 [13]
Методические материалы [3]
Мероприятия [6]
План работы [3]
МСОКО [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Copyright MyCorp © 2024