Мастер-класс
по решению задач из ГИА (С3) и ЕГЭ (С2).
Для
выполнения заданий данного типа необходимо проводить серию практических работ
по изучению физических и химических свойств веществ. Составить
справочник-таблицу отличительных свойств веществ.
Комбинированные
задачи с использованием знаний физических и химических свойств веществ.
Задача 1.
На занятиях
химического кружка учащиеся исследовали простое вещество красного цвета,
нерастворимое в воде.
При поджигании
этого вещества в колбе с кислородом оно сгорало с образованием продукта реакции
белого цвета. Когда в колбу с этим продуктом прилили воды, получился раствор, в
котором окраска лакмуса становилась красной. При добавлении избытка раствора
гидроксида калия окраска лакмуса изменилась с красной на синюю.
Определите
состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 3 уравнения
реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.
Задача 2.
На занятиях
химического кружка учащиеся исследовали простое вещество желтого цвета,
нерастворимое в воде.
При сжигании
этого вещества в кислороде образовался газ с резким запахом. Когда газ
растворяли в воде, получался раствор, в котором окраска лакмуса становилась
красной. Если же в колбу с газом наливали раствор гидроксида натрия, то запах
газа быстро исчезал.
Определите
состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 3 уравнения
реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.
Задача 3.
На занятиях
химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество синего цвета,
которое легко растворялось в воде с образованием голубого раствора.
При добавлении к
этому раствору раствора хлорида бария образовался осадок белого цвета, не
растворимый в кислотах. Если же к голубому раствору приливали раствор
гидроксида натрия, то выпадал синий осадок. Этот осадок легко растворялся в
соляной кислоте.
Определите
состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 3 уравнения
реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.
Задача 4.
На занятиях
химического кружка школьники под руководством учителя исследовали металл,
который хранился в лаборатории под слоем керосина.
Небольшой
кусочек этого металла опустили в стакан с водой. При этом прошла энергичная
реакция с выделением газа, и металл полностью растворился. Получился раствор, в
котором окраска фенолфталеина стала малиновой. К одной порции этого раствора
добавили немного раствора сульфата меди - выпал осадок синего цвета. К другой
порции добавили соляной кислоты до исчезновения окраски фенолфталеина и затем
раствор выпарили. Полученные белые кристаллы по составу и свойствам ничем не
отличались от обычной поваренной соли.
Определите
состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 3 уравнения
реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.
Задача 5.
Юный химик решил
исследовать природный минерал, найденный им в ходе экскурсии.
Этот минерал не
растворялся в воде, но легко растворялся в разбавленной соляной кислоте с
выделением бесцветного газа, не имеющего запаха. Когда к полученному при этом
раствору добавили избыток карбоната натрия - выпал белый осадок. Белый осадок
выпадал и при пропускании выделившегося газа в известковую воду. Как оказалось,
состав этих двух осадков был одинаков, и почти не отличался от состава
минерала.
Определите
вещество, входившее в состав минерала, и запишите название этого вещества.
Составьте 3 уравнения реакций, которые были проведены юным химиком в процессе
его распознавания.
Сложнее
1. Химик исследовал в лаборатории белое
кристаллическое вещество А, хорошо растворимое в воде. При нагревании вещество
А разлагается с выделением кислорода, бурого газа и простого вещества В
серебристо – серого цвета, которое не взаимодействует с кислотами с выделением
водорода, но вступает в реакцию с концентрированной азотной кислотой. При
добавлении в раствор, содержащий вещество
А, соляной кислоты, выпадает
белый творожистый осадок. Что это за
вещества? Запишите уравнения перечисленных реакций.
2. Белое кристаллическое вещество А
используют не только в химической лаборатории, но и в быту. Оно частично
растворяется в воде, образуя мылкий на ощупь раствор. При внесении кристалликов вещества в пламя
газовой горелки, пламя окрашивается в желтый цвет. При прокаливании вещества
А выделяется газ В, который образует
осадок при пропускании его через раствор известковой воды. Назовите вещества А
и В и запишите уравнения упомянутых реакций.
3. Вещество А при хранении в темноте не
имеет запаха, однако, если его хранить на свету, обладает слабым запахом. При
освещении из него образуется два простых вещества – твердое В и желто-зеленый
газ С. Вещество В растворяется в
концентрированной азотной кислоте, с образованием соли С, раствор которой при
взаимодействии с раствором соляной кислоты или ее солей, образует осадок
вещества А. Назовите вещества и напишите уравнения указанных реакций.
4. Простое газообразное вещество А при
растворении в воде образует две кислоты В и С. Кислоту В можно получить и в
результате растворения в воде газа – продукта взаимодействия вещества А с водородом. При взаимодействии
кислоты В с раствором нитрата серебра выпадает белый творожистый осадок.
Назовите вещества и напишите уравнения указанных реакций.
5. Вещество А – порошок черного цвета. При
взаимодействии А с кислотой В образовался синий раствор С. Если к раствору С
добавить раствор гидроксида калия, выпадает синий осадок, а с
раствором хлорида бария – белый
осадок. Что это за вещества А, В и С? Запишите уравнения реакций, описанных в
задаче.
6. Химическое вещество А – неметалл, широко
распространенный в природе. Значительные залежи его в самородном состоянии
встречаются в Европе, в Америке, а также в Японии. Встречается в виде
аллотропных модификаций. В природе образует соединения с металлами, которые
широко используют в металлургии. При сжигании вещества А образуется газ В с
довольно резким запахом, который при растворении в воде образует кислоту. При
сплавлении вещества А с железом образуется вещество С, которое растворяется в
серной кислоте с выделением газа Д с характерным запахом тухлых яиц. Назовите
вещества и напишите уравнения указанных реакций.
7. Два юных химика исследовали белое
кристаллическое вещество А, хорошо растворимое в воде. Один из них получил осадок черного цвета при
взаимодействии растворов вещества А и медного купороса. Другому удалось
выделить газ Б, с характерным запахом тухлых яиц, при взаимодействии вещества А с соляной
кислотой. При внесении кристалликов вещества в пламя газовой горелки, пламя окрасилось в
характерный фиолетовый цвет. Установите формулу вещества и приведите уравнения
проделанных реакций.
8. При пропускании газа А через склянку с
водой был получен раствор, который окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет.
После нейтрализации раствора соляной кислотой, из него выпарили белое
кристаллическое вещество, которое затем нагрели с гидроксидом кальция и вновь
получили вещество А. При нагревании вещества А с порошком черного цвета В
получили газ С, который в промышленности используют для получения вещества
А, твердое вещество оранжево- красного
цвета Д и воду. Определите неизвестные вещества и напишите уравнения реакций.
9. При взаимодействии простого вещества А с кислородом было
получено вещество В, которое вступило во взаимодействие с серебристо - белым
веществом С, в результате чего вновь выделилось вещество А и образовался
раствор Д, окрашивающий фенолфталеин в малиновый цвет. При внесении капли
раствора в пламя газовой горелки было получено характерное малиновое
окрашивание. При взаимодействии вещества В и сернистого газа получили раствор Е, изменяющий окраску
лакмуса в красный цвет, а при смешении растворов
Д и Е одним из продуктов реакции
является вещество В. Назовите вещества и напишите уравнения указанных реакций.
10. Бесцветный газ А, имеющий резкий запах,
горит в кислороде с образованием
распространенного в природе газа В, но в зависимости от условий может дать газ
С – несолеобразующий оксид. При взаимодействии газа А с хлороводородом получается
белое кристаллическое вещество Д, хорошо растворимое в воде. А при нагревании
вещества Д с твердым гидроксидом калия вновь выделяется газ А. Назовите
вещества и напишите уравнения указанных реакций.
11. В лаборатории при взаимодействии простого вещества А красного цвета и газа В было
получено белое кристаллическое вещество С, хорошо растворимое в воде. При
взаимодействии раствора вещества С с раствором нитрата серебра выпал желтый
осадок. При взаимодействии вещества А с раствором азотной кислоты также получается раствор вещества С и выделяется газ NO. Определите
неизвестные вещества и напишите уравнения реакций.
12. При термическом разложении бесцветного
кристаллического вещества А при температуре 250 градусов получены только газообразные продукты В, С и
Д. При пропускании газа С через раствор гидроксида кальция был получен белый
осадок, который растворяется, если С – в избытке. При этом в растворе
образуются те же анионы, что в веществе А. Вещество В - газ с резким неприятным запахом при комнатной
температуре легко взаимодействует с веществом Д, образуя соединение имеющее
щелочную реакцию. Установите формулы веществ и приведите уравнения
проделанных реакций.
13. При нагревании черного порошка А в токе
простого вещества В образуется вещество С красного цвета. При растворении
вещества С в концентрированной азотной кислоте образуется раствор Д зеленого цвета, выделяется бурый газ и вода.
При взаимодействии раствора Д с
гидроксидом калия выпадает голубой
осадок, который при пропускании аммиака растворяется и получается насыщенный синий раствор. Определите
вещества и напишите уравнения соответствующих
реакций.
14. Сплавили два белых кристаллических вещества А
и В. При этом выделился газ С с резким запахом, капли воды и вещество Д, хорошо
растворимое в воде. Известно, что вещества В и Д содержат одинаковые катионы.
Раствор вещества Д вступил во взаимодействие с раствором хлорида бария, при
этом образовался характерный белый осадок F, а в растворе осталось вещество Е,
которое окрасило пламя газовой горелки в желытй цвет. Определите названные
вещества и составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
|