Доклад методиста РИМЦ РУО Молчановой О.А. на тему: «Внедрение ФГТ в образовательный процесс ДОУ» (из материалов межрайонных педагогических чтений работников дошкольных учреждений)
Сегодня в обществе идет становление новой
системы дошкольного образования. 23 ноября 2009г. Приказом МО и Н РФ от
№655 были утверждены ФГТ к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Очень важно то,
что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п.6.2. ст.9).
эта норма введена в Закон РФ в 2007 году в связи с пониманием важности дошкольного образования
для дальнейшего успешного развития и
обучения каждого человека, и обеспечение
доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни
проживал.
Необходимо отметить и то, что ФГТ являются одним из основополагающих документов нормативно –
правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех видах и типах дошкольных образовательных учреждений,
ориентиром развития системы дошкольного образования.
Впервые в истории российского образования разработан документ,
который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная
общеобразовательная программа дошкольного образования.
Почему появился документ? Какое содержание
должно быть заложено в
общеобразовательные программы дошкольного
образования? Какие изменения произошли в системе дошкольного образовании за 3 года после внедрения ФГТ? Все эти
вопросы вызывают интерес и тревогу у педагогов и родителей наших воспитанников.
Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость обеспечения
каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.
Специфика дошкольного возраста такова,
что достижения детей дошкольного
возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков,
а совокупностью личностных качеств,
которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например,
физически развитый, любознательный,
активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и другие, которые
обеспечивают готовность ребенка к школе.
Поэтому, в дошкольном
образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего
образования. Это требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования и
требования к условиям ее реализации. В
чем же основные проблемы внедрения ООП?
-Образовательная
программа ДОУ: проблемы
Дифференциация и интеграция задач и содержания
разных видов деятельности детей как организованной взрослым или партнерской,
самостоятельной деятельности в рамках описания модели образовательного процесса
оказывается затруднена. Все это определяет специфику проблем при разработке
образовательной программы детского сада. Самая большая проблема заключается в
том, что методика диагностики и диагностических заданий, которые могли быть
использованы для мониторинга результатов реализации образовательной программы,
не описана. Более того, полученные результаты недостаточно соотносятся с
поставленными ранее целями и задачами, сформулированы в других категориях. Это
свидетельствует о нарушении технологии управления образовательным процессом по
результатам. В частности, элементарное соотнесение задач и результатов,
обозначенных в федеральных требованиях, показывает, что отсутствуют формулировки результатов и критериев их оценки для
следующих образовательных областей:
- «Здоровье» (в рамках
такого направления реализации программы, как «Физическое развитие» и интеграции
его в «Познавательно-речевое развитие»);
- «Безопасность» (в рамках
интеграции этого направления в «Физическое развитие» и «Познавательно-речевое
развитие»);
- «Познание» (в рамках его
интеграции в «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»);
- «Художественное
творчество» (в рамках его интеграции в «Социально-личностное развитие» и
«Познавательно-речевое развитие»);
- «Труд» (в рамках
интеграции его в «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое
развитие»).
Таких
образовательных областей – одна треть. Что же касается остальных направлений
развития и образовательных областей, относительно которых такие формулировки
есть, то часто наблюдается прямое расхождение между постановкой задачи и
описанием результата ее достижения. Как тут не вспомнить философскую притчу?
Одному философу сказали: «Плохо, когда не сбывается то, что хочешь». Он
ответил: «Куда хуже, когда сбывается то, что не хочешь». В нашем случае речь
идет о получении тех результатов, которые не запланированы, и о том, что
образовательная услуга, на которую детским садом получен государственный или
общественный заказ, с формальной точки зрения не реализована. Факт ее
реализации не доказывается результатами образовательной деятельности детского
сада.
-В чем смысл образовательной программы ДОУ?
На этой стадии
рассуждений становится понятен сам смысл разработки образовательной программы
дошкольного образовательного учреждения. Он иной, чем разработка
общеобразовательной программы, программы воспитания и обучения детей в детском
саду. Последние направлены на определение направлений и содержания
образовательной деятельности и развивающего взаимодействия с воспитанниками
дошкольных образовательных учреждений, реализуются педагогами детского сада,
разрабатываются авторскими коллективами. Первые ориентированы на регламентацию
условий и форм данной образовательной деятельности, на создание общих моделей образовательного
процесса, реализующих обозначенное в первых программах содержание, с учетом
особенностей конкретного дошкольного образовательного учреждения. Эти программы
разрабатываются старшим воспитателем и заведующей детским садом, обсуждаются и
принимаются решением педагогического совета ДОУ, рецензируются и
согласовываются с органами управления образованием. Написать такую программу –
огромный труд.
- Образовательная
программа ДОУ: новое и старое?
По
результатам сравнения с прежней структурой можно сделать вывод о том, что
обязательная часть программы «перекрывает» второй, третий и четвертый разделы
прежней образовательной программы детского сада. В первый и пятый есть
возможность внести изменения, связанные с формированием «части программы, формируемой
участниками образовательного процесса». Это 40 %. Однако, в федеральных
требованиях, утвержденных приказом № 655, этот объем снижен еще больше: до 20 %
общего объема программы. И хотя этот приказ утвержден министром образования и
науки РФ, он предполагает нарушение права педагогического коллектива детского
сада на разработку авторских, модификацию и адаптацию существующих программ, в
том числе примерной общеобразовательной программы. Это право утверждено в
Законе РФ «Об образовании», по отношению к которому приказ министра –
подзаконный акт, нарушающий принцип иерархии нормативно-правовых актов. С
другой стороны, нельзя вменить педагогическим коллективам в обязанность
разработку таких программ: это другая категория правоотношений. Право не может быть
обязательным к исполнению – коллектив детского сада может им не
воспользоваться.
При этом
не следует сужать свои возможности и думать, что так обозначено в федеральных
требованиях. Там сказано: «Объем обязательной части программы составляет не менее
80% времени, необходимого для реализации программы, а части, формируемой
участниками образовательного процесса, – не более 20 % общего объема программы»
(п. 2.9.). Это означает, что 80% времени, отводимого на осуществление разных
форм образовательной деятельности, должно быть связано с реализацией содержания
образовательных областей и решением связанных с ними задач, в том числе
интеграции. 20 % времени – на реализацию форм и содержания, которые выбирает
педагогический коллектив самостоятельно. И хотя удельный вес данного времени
ниже, чем аналогичное время, выделенное для педагогических коллективов школ и
вузов, но его достаточно, чтобы восполнить проблемы, которые появились в ходе
проектирования и планирования образовательного процесса в соответствии с федеральными
требованиями.
-Образовательная программа
ДОУ: самостоятельное решение.
Если считать, что детский сад, реализующий
образовательную программу, осуществляет обязательную часть в группе с 10 ч пребыванием – это 8 часов инвариантная часть, 2 часа отводится на вариативную часть.
Первое следствие из этих рассуждений:
никто не запрещает относить занятия как организованную форму образовательной
деятельности с детьми к «части, формируемой участниками образовательного
процесса». При этом обозначение такой формы будет зависеть от компетенции самих
участников образовательного процесса: как игр-занятий, игровых сеансов или еще
как-нибудь.
Второе
следствие – содержание этой части можно наполнить теми разделами
образовательной деятельности, которые детский сад прежде реализовывал на
достаточно высоком и качественном уровне, но которые сейчас оказались за бортом
образовательного процесса, потому что не были упомянуты при описании тех или
иных областей в федеральных государственных требованиях или оказались
свернутыми в описании.
Это касается,
например, экологического воспитания и образования детей, которое оказалось в
образовательной области «Безопасность» (связано с изучением опасных явлений
природы в рамках направления «Социально-личностное развитие») и частично – в
образовательной области «Познание» (связано с формированием целостной картины
мира в рамках направления «Познавательно-речевое развитие»).
Педагогический коллектив детского сада может решить эти
проблемы самостоятельно, если в описание образовательных областей включит
наряду с обязательной частью вариативную, ссылаясь на те программы и
технологии, которыми он пользуется. На такой стадии разработки образовательной
программы детского сада наконец будет сформирован истинный смысл использования
термина «интеграция» – он происходит от лат. слова integratio– «восстановление,
восполнение», и это вселяет надежду. Надежду на то, что мы можем все изменить к
лучшему, воспользоваться опытом анализа и преодоления проблем, а не «застывать»,
в оцепенении ужаса перед изменениями,
которые приносит нам жизнь.
|